Мошенничество в интернете. Что делать, если вас обманули

Наш стремительный XXI век ознаменован прогрессивным компьютерным развитием. Безусловно, такой рост сделал нашу жизнь проще и мобильнее. Совершать платежи прямо из дома? Легко! Делать покупки, сидя на диване в своей квартире? В два клика! Согласитесь, весьма удобно! Тем не менее, эра цифровых технологий обусловлена появлением различных мошеннических схем.

Как не стать жертвой мошенников в интернете

Чтобы избежать знакомства с мошенниками, следуйте правилам:

  1. Не ищите лёгкого заработка в интернете. Не стоит верить сайтам, где вам обещают баснословные деньги за короткий промежуток и без вложений. Это ловушка. Вас заманивают в финансовую пирамиду или сеть. Таких ресурсов в интернете много, и есть даже курсы, которые обучают новичков создавать web-филиалы мошеннических сетей.
  2. Не верьте безоговорочно своим друзьям и знакомых в социальных сетях. Их аккаунты могут взломать злоумышленники. Узнать мошенников можно по необычному поведению: ваш друг неожиданно оказался на даче, без денег, у него изменился телефон, появились какие-то новые неожиданные обстоятельства. Иногда мошенника выдаёт то, что он забыл правила русской языка.
  3. Используйте VPN. Если за сетью кафе или аэропорта следит преступник, то ваши пароли, переписка и личные данные находятся под угрозой. Мошенник может осторожно скачать из компьютера всю информацию. Чтобы он не смог узнать ваши данные, всегда используйте VPN в незнакомых местах.

Но одно из самых главных правил – сильные пароли. Для входа в интернет-банкинг, почту и страницы в социальных сетях надо поставить надёжный и сложный пароль без каких-либо привязок к вашим номерам телефона и памятным датам.

Какие бывают формы мошенничества в интернете

На сегодняшний день наиболее распространёнными формами мошенничества в интернете являются:

  • звонки от имени представителей обслуживающего банка, требующих под различными предлогами сообщить им данные банковской карты и иные персональные данные (вишинг);
  • рассылка вредоносных писем и сообщений, содержащих ссылки на установку вредоносного ПО под видом лицензионного, которое впоследствии «вытягивает» персональные данные из девайса;
  • взлом аккаунтов в социальных сетях для распространения просьб о материальной помощи на благотворительные цели (например, под видом перевода денег для больных родственников, детских домов, приютов и тд.);
  • рассылка (СМС, e-mail, в мессенджерах) предложений об участии в проектах, для вступления в которые необходима уплата взноса или передача личных данных, распространение сведений о выигрышах в конкурсах и акциях, для получения которого необходимо перевести определённую сумму или сообщить данные банковских карт;
  • «сайты-фальшивки», которые, на первый взгляд, внешне неотличимые от искомых веб-сайтов (аналогичная структура и оформление, сходный до степени смешения домен), на которых неподозревающий пользователь вводит свои персональные данные;
  • взлом и блокировка аккаунтов с большой аудиторией, для восстановления доступа к которым мошенники требуют перевода денег.

Теперь рассмотрим, что делать и куда обращаться, если вы стали жертвой мошенничества в интернете.

Вас обманули! Что делать?

В первую очередь нужно сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Важно понимать, что существует целый комплекс доступных мер для противодействия такого рода хищениям, эффективность которых главным образом определяется быстротой вашей реакции.

Адвокат Васильев Кирилл Олегович расскажет о ваших дальнейших действиях и о том, куда вам обращаться, если вас обманули в интернете.

Заблокировать карту. Если вы понимаете, что стали жертвой мошенничества, а злоумышленники получили доступ к вашим персональным данным, то немедленно заблокируйте банковские карты.

Заблокировать карту можно следующими способами:

  • позвонить в круглосуточный контакт-центр обслуживающего банка (обычно номер указан на обороте пластиковой карты);
  • позвонить напрямую в круглосуточную сервисную службу Банковского процессингового центра (8-(017)-299-25-26);
  • через мобильный или интернет-банкинг;
  • через SMS-банкинг;
  • в отделении банка.

Далее вам необходимо зафиксировать информацию. При наличии возможности необходимо «по горячим следам» зафиксировать всю имеющуюся информацию о злоумышленнике: скриншоты (веб-сайта, социальной сети, переписки), имена, адреса, информацию, озвученную в ходе диалога, иные характерные особенности. В дальнейшем такие сведения могут быть очень полезны для установления и поиска виновных лиц.

Обязательно обратитесь в банк. Сообщите в обслуживающий банк о хищении денег. На основании обращения банк проведёт внутреннюю проверку, результаты которой также могут быть полезны для расследования инцидента.

Рекомендуем также запросить письменное подтверждение от банка о противоправном выводе денежных средств с ваших расчётных счетов – эта информация поможет точнее определить размер имущественного ущерба от действий злоумышленников.

Обратитесь в правоохранительные органы. Не стоит думать, что раз вы не знаете ничего о злоумышленнике, то всё безнадёжно. За время существования интернет-мошенничества правоохранительные органы выработали эффективные меры расследования подобных дел.

Также не стоит отказываться от обращения в милицию по причине небольшой суммы похищенных денег: любые сведения о злоумышленниках помогают в раскрытии преступлений. Вполне вероятно, что вы не единственная жертва противоправных действий.

Для справки! В зависимости от обстоятельств совершения обманных действий и размера похищенного, за интернет мошенничество в РБ предусматривается административная ответственность по статье 10.5 до 30 базовых величин или уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 12 лет.

Предлагаем вам подробный алгоритм ваших действий. Вам необходимо подать заявление. При размере ущерба, превышающем предельные значения, установленные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, наступает уголовная ответственность. Заявление должно быть составлено на бумажном носителе от руки или напечатано на компьютере. Заявление составляется в свободной форме с обязательным указанием следующих данных:

  • наименование органа (должность и ФИО должностного лица) в который (которому) подаётся заявление;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (организации)-заявителя, место жительства (местонахождения), контактный номер телефона;
  • изложение всех известных заявителю сведений о совершенном преступлении;
  • перечень прилагаемых к заявлению документов (при их наличии);
  • дату и подпись гражданина (представителя организации с печатью организации).

Рекомендации для изложения сведений в заявлении:

  • укажите имя, место нахождения злоумышленника. Если эти сведения вам неизвестны, опишите стиль и особенности устной и письменной речи, какие-либо дефекты, акцент, голос, фоновый шум (при наличии);
  • ситуацию описывайте в хронологическом порядке;
  • укажите, каким именно образом преступник вас обманул, в чём заключался обман или злоупотребление доверием;
  • укажите точный размер похищенных средств (если это возможно) или определите предполагаемый размер причинённого ущерба (можно ориентироваться на рыночную стоимость похищенного имущества);
  • не допускайте указания в заявлении оскорбительных слов угроз, нецензурных слов, не называйте злоумышленника «преступником» или «мошенником»;
  • можно отразить ФИО и контактные данные лиц, которым известно о произошедшем инциденте, а также данные иных жертв от аналогичных действий;
  • просьба о возбуждении уголовного дела по факту указанной в заявлении информации либо о проведении проверки по факту мошеннических действий;
  • список приложений. К заявлению можно приложить имеющиеся скриншоты, документы из банка.

Для более быстрого реагирования и ускорения процесса заявление следует подавать лично лицу, пострадавшему от действий злоумышленников, в управление «К» – это структурное подразделение МВД по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий или в Главное управление МВД по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК).

Важно! Также заявление можно подать в РУВД (РОВД) по месту жительства и (или) месту совершения хищения по усмотрению заявителя.

В данных органах о принятии заявления вам будет выдан документ о регистрации заявления с указанием должностного лица, его принявшего, времени регистрации и регистрационным номером. В дальнейшем по данному документу вы сможете уточнить статус поданного заявления.

Отказ в принятии заявления о преступлении может быть обжалован в прокуратуру. На основании поступившего обращения будет проведена предварительная проверка, по итогам которой будет принято решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в таковом.

Куда ещё можно обращаться помимо милиции? В случае если в результате обмана денежные средства были перечислены мошенникам через электронную платёжную систему (например, EasyPay, WebPay и тд.), то имеет смысл обратиться в службу поддержки этой платёжной системы. Служба поддержки может заблокировать аккаунт (кошелёк) злоумышленника, что поможет предотвратить или помешать другим потенциальным хищениям.

На «сайт-фальшивку» можно пожаловаться, отправив обращение с просьбой о блокировке в Министерство информации Республики Беларусь, в том числе заполнив электронную форму прямо на сайте, а также через специальные сервисы, предназначенные для блокирования вредоносных сайтов:

  • https://cert.by/ (национальный сегмент сети Интернет);
  • https://www.google.com/safebrowsing/report_phish/?hl=ru;
  • http://virusdesk.kaspersky.ru/;
  • https://analysis.avira.ru/.

Как вернуть деньги?

После установления злоумышленников и в ходе рассмотрения дела в суде вы (ваши представители) можете заявить требования о возмещении имущественного и морального вреда, причинённого в результате мошеннических действий лица.

В таком случае вы как потерпевшая сторона будете освобождены от уплаты государственной пошлины. Также можно заявить иск в суд и в порядке гражданского судопроизводства, уже после постановления приговора по уголовному делу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *